Конец года оказался провальным для крупнейшего украинского телеканала "Интер", который утратил свои позиции по всем коммерческим аудиториям. Если весной доля его аудитории (все данные компании GfK Ukraine, предоставлены агентством AMM/Viseum; приведены по коммерческим аудиториям телеканалов; см. график) составляла 13%, то к концу года она опустилась до 9%. Прокомментировать свои показатели на "Интере" вчера не смогли, как пояснила глава пресс-службы канала Алина Самойлова — из-за отсутствия уполномоченных лиц.
На показателях канала отразился уход производителя самых рейтинговых его программ — "Студии Квартал-95" (см. "Ъ" от 8 октября). Кроме того, как считают в медиаагентстве Zenith Optimedia, "Интер" неудачно подобрал телесериалы: в сентябре закончились "Дорога в пустоту" и "Анна Герман", занимавшие первые места по популярности, а новые проекты не входят в список наиболее рейтинговых.
Долю канала отбирают конкуренты. Наиболее значительный рост продемонстрировали телеканалы СТБ и "Студия 1+1". СТБ (входит в холдинг StarLightMedia) в начале телесезона (в сентябре) запустил новые сезоны популярных шоу собственного производства — "Х-фактор-3", "Мастер-шеф-2", "Взвешенные и счастливые-2", говорят аналитики Zenith Optimedia. "СТБ — очень сезонный канал, он повторяет этот трюк из года в год",— отмечает глава департамента стратегического исследования и планирования агентства Игорь Даценко.
К концу года улучшились и показатели "Студии 1+1". С начала прошлого года, после того, как "Медиа Группа Украина" перекупила один из главных продуктов в эфире "плюсов" — сериал "Интерны" — их показатели начали падать. К тому же канал запустил много собственных шоу, часть которых оказалась, как признавал гендиректор группы Александр Ткаченко, недостаточно успешной. Осенний сезон оказался для "Студии 1+1" более удачным — канал сократил количество фильмов и сериалов, место которых заняли собственные шоу. "Основное смотрение канала приходится именно на шоу — пик приходится на будние дни, в промежуток между 17.00 и 24.00",— объясняет партнер "Института Медиа Аудита" Михаил Страшный. Так, особенным успехом пользовалось шоу "Голос. Дети". "После смены слота повысились рейтинги и старых шоу — "Меняю жену" и "Четыре свадьбы"",— отмечает господин Ткаченко. К тому же канал купил рейтинговые шоу продакшена "Студия Квартал-95", а также турецкий сериал "Величественный век. Роксолана", говорят в ZenithOptimedia. Средняя доля аудитории первых пяти серий "Роксоланы" составила 19,4%. А первый выпуск "Вечернего квартала" на "1+1" собрал долю аудитории в 35,7%, а последний, новогодний, — 25,13%.
Телеканал "Украина" после значительного рывка во время "Евро-2012" стабилизировал аудиторию и начал незначительно ее наращивать. "В целом по году мы продемонстрировали рост",— отмечает гендиректор "Медиа Группы Украина" Федор Огарков. По его словам, канал сконцентрировался на построении сетки вещания, в которой аудитория бы перетекала из одной программы в другую. "Например, мы не ставим шоу для мужчин сразу после шоу для женщин. Работаем также с тактической расстановкой рекламных блоков",— поясняет господин Огарков.
Доли ICTV и "Нового канала" (тоже входят в StarLightMedia) также оставались на прежнем уровне. "Новый канал", продемонстрировавший значительное падение доли аудитории в прошлом году, смог преломить эту тенденцию, говорит глава холдинга Владимир Бородянский. "Мы надеемся сохранить эту тенденцию в новом сезоне, но будем исходить из экономической целесообразности",— отметил он.
Показатели "Интера" могли бы упасть еще больше, если бы в его распоряжении не остались старые выпуски шоу "Вечерний квартал", считает господин Даценко. "Студия делала для канала очень много шоу, и "Интер" не успел бы быстро заменить их качественным продуктом в случае полного разрыва отношений с продакшеном",— объясняет менеджер одного из каналов. Как сообщал ранее "Ъ", "Интер" отказался от сотрудничества со "Студией Квартал-95" из-за высокой стоимости производства их шоу. Так, по оценкам участников рынка, один выпуск "Вечернего квартала" (1,5 ч) обходился каналу в $400-500 тыс. При этом, по оценкам господина Бородянского, экономически обоснованной является стоимость производства порядка $40 тыс. за час. "Это средняя по рыку стоимость производства шоу, которое можно дважды поставить в эфир в прайм-тайм",— говорит он.