"Ситроен" соблазнил богатых арабов, не ужившихся с "Фордом". WRC
Генеральным спонсором заводской команды "Ситроен" в 2013 году станет совет по туризму арабского эмирата Абу-Даби.
Об этом стороны сообщили сегодня на пресс-конференции в рамках Парижского автосалона.
В нагрузку к спонсорскому взносу французская команда получит арабского гонщика - Халида Аль-Кассими, которого совет по туризму Абу-Даби поддерживает на протяжении нескольких лет.
Представитель семьи, стоящей у власти в двух эмиратах, стартовал уже на 45 этапах чемпионата мира, а лучшим его результатом стало 5-е место на "Ралли Австралии" год назад.
Аль-Кассими, таким образом, заменит в роли пилота клиентского "Ситроена" другого арабского спортсмена - катарца Нассера Аль-Аттию, выступающего при поддержке инвестиционного фонда, который принадлежит правительству Катара.
Этот фонд был одним из претендентов на статус генерального спонсора команды, но в итоге французы решили полностью отказаться от катарских денег и сделали выбор в пользу Абу-Даби.
Примечательно, что до этого на протяжении четырех лет (с 2008 по 2011) совет по туризму Абу-Даби спонсировал главного конкурента "Ситроена" - заводскую команду "Форд".
Анонсы главных гонок уик-энда: перебежчик поднял БМВ в атаку
"Мерседес" семь лет кормил пилота, который теперь грозит увести победу в чемпионате DTM из-под носа штутгартцев, работая на их злейших врагов из БМВ!
Чемпионат DTM. 9 этап. Автодром имени Рикардо Тормо (Валенсия, Испания)
"Мерседес" против БМВ" - противостояние не менее принципиальное чем "Реал" против "Барселоны" или "Спартак" против ЦСКА". Ведь спортивная составляющая тут отнюдь не единственная.
Очередные эпизоды этого противостояния ежедневно разыгрываются в автосалонах, где потребители делают выбор в пользу той или иной марки, и на сотнях дорог по всему миру, где те же потребители убеждают других (и себя) в правильности сделанного выбора. И пусть владельцу БМВ ни тепло ни холодно от чуть развернутой к водителю центральной консоли - в споре с водителем "Мерседеса" он весь изойдет на крик, доказывая гениальность дизайнеров, на протяжении нескольких десятков лет использующих это решение в интерьерах машин баварской марки.
Тот, в свою очередь, будет называть выдающимся характерный для "Мерседесов" единственный подрулевой переключатель, который управляет и поворотниками, и дворниками - у машин других марок эти фунции поделены между правым и левым переключателями. Даром что сам пятый год не может к нему привыкнуть и в одиночестве костерит штутгартских инженеров последними словами.
Казалось бы, столь принципиальным соперникам сам бог велел выяснить отношения на гоночной трассе - но в последние годы при наличии у обоих концернов серьезных спортивных программ полноценной дуэли как-то не получалось. В "Формуле-1" немецкие марки долгое время ограничивались поставкой моторов и поэтому находились как бы в тени тех команд, с которыми сотрудничали. На знаменитой суточной гонке в Ле-Мане соперники встречались лишь дважды (в 1998 и 1999 годах), причем "Мерседесы" сначала поломались, в следующем году начали взлетать в воздух - и борьбы как таковой и не получилось. И лишь в этом сезоне все срослось: БМВ после многолетнего перерыва вернулась в DTM, а серьезное изменение технического регламента избавило ее от роли догоняющего - ведь и соперникам из "Ауди" и "Мерседеса" пришлось при разработке новых машин во многом начинать с новой строчки.
И вот - за два этапа до финиша главными претендентами на чемпионский титул являются Гэри Паффет на "Мерседесе" и Бруно Спенглер на БМВ. Первый за здравие начал сезон (две победы в трех первых гонках) и, казалось, к осени лишит всех остальных пилотов надежд поспорить с ним за первую позицию в общем зачете. Но лето у британца не задалось: то соперники вытолкают с трассы, то сам Паффет допустит ошибку в квалификации - а старт из конца первой десятки, опять же, увеличивает шансы пострадать в толкучке на первом круге… В то время как Спенглер, наоборот, к осени смог к ранее продемонстрированной скорости прибавить стабильность, выиграть две из трех последних гонок и сократить отставание от лидера до 11 очков (за победу в соответствии с распространенной сейчас схемой начисляется сразу 25 баллов).
Нюанс ситуации в том что оба претендента на титул своей карьерой в DTM обязаны "Мерседесу". Но если Паффет хранит верность штутгартской марке, то Спенглер после 7 лет выступлений на автомобилях с трехлучевой звездой "сбежал" к злейшим врагам. Впрочем, на тему перехода канадца в БМВ существуют разные мнения. Баварская марка прошлой зимой переманила одного опытного и успешного пилота из "Ауди" (действующего чемпиона Мартина Томчика), а одного - из "Мерседеса".
Поскольку чемпионатом по сути управляют гоночные отделения трех немецких концернов, напрямую заинтересованные поддерживать интерес публики к DTM - складывается впечатление, что "Ауди" и "Мерседес" договорились между собой и банально "скинулись", отдали БМВ по одной своей звезде. Чтобы баварцы не выглядели мальчиками для битья из-за проблем с личным составом. Кстати, косвенным доказательством этого служат результаты пилотов БМВ. Марка привела с собой четырех успешных и очень опытных, но до этого не выступавших в DTM заводских гонщиков. Они вчетвером за сезон набрали 62 очка - в то время как Томчик в одиночку завоевал 69 баллов, а Спенглер - и вовсе 116.
Появление последнего в числе претендентов на титул никого особенно не удивляет, но наверняка вызывает у болельщиков БМВ определенные опасения. Дело в том что возможности стать чемпионом Спенглеру выпадали уже не раз (дважды он заканчивал чемпионат на 2-м, еще дважды - на 3-м месте) - и каждый раз канадец, не выдержав прессинга, оступался в последних гонках сезона. В позапрошлом году Бруно приехал на финальный этап в Шанхае лидером - и разбив машину в квалификации, еще до гонки отдал инициативу в руки Пола ди Ресты и того же Гэри Паффета, которые финишировали на первых двух позициях и обошли Спенглера в общем зачете. Паффет, впрочем, тоже чаще проигрывал чемпионаты чем выигрывал - но, по крайней мере, один титул (завоеванный в 2005 году) у него за душой есть.
Примечательно, что начать решающую схватку пилоту "Мерседеса" и гонщику БМВ предстоит там, где в предыдущие годы лучше всех выступала "Ауди". На автодроме в Валенсии за всю историю DTM состоялось всего две гонки - и обе выиграл швед Маттиас Экстрем. Впрочем, благодаря новым машинам - а также новому асфальту, укладка которого закончилась меньше месяца назад - привычный расклад сил может существенно измениться. В целом же испанская трасса отлично подходит для гонки, которая вполне может - в случае победы Паффета или неудачи Спенглера - стать решающей.
Тут и слепые повороты разной крутизны, и поворот с обратным профилем (в таких машина гораздо охотнее съезжает с идеальной траектории), и жесткие торможения. Одним словом - если у соперника проблемы с психологической устойчивостью, в Валенсии есть где довести его до ошибки. Впрочем, кто знает - может быть, чуть развернутая к водителю центральная консоль (отсутствующая на болидах DTM - но ведь контракт обязывает Спенглера ездить на BMW и в повседневной жизни) действительно споособна творить чудеса?
Экс-пилот "Формулы-1" Роберт Кубица, который в феврале прошлого года попал в тяжелую аварию по ходу одного из итальянских ралли и с тех пор проходящий процесс восстановления, выиграл уже вторую раллийную гонку после своего возвращения в спорт в сентябре, информирует СЭ со ссылкой на L'Equipe.
На ралли Citta Di Bassano - этапе итальянского чемпионата поляк выиграл у ближайшего преследователя чуть больше минуты.
Напомним, что ранее Кубица заявил, что сделает все, чтобы вернуться в "Королевские гонки".
Лоеб не будет претендовать на десятый чемпионский титул. WRC
Себастьян Лоеб, чья пресс-конференция на прошлой неделе так и не внесла ясности в вопрос об отставке многократного чемпиона мира, сегодня наконец рассказал обо всем без уверток.
- Может быть, в следующем году я проеду четыре или пять гонок, - цитирует Лоеба Спорт-Экспресс со ссылкой на британский сайт Autosport.
Это значит, что на практике француз не сможет претендовать на десятый чемпионский титул (девятый он может завоевать уже в ближайшие выходные на "Ралли Франции").
Таким образом, длившаяся почти десятилетие эпоха Лоеба подойдет к концу 11 ноября, когда финиширует "Ралли Испании" - последний в этом году этап чемпионата мира.
Напомним, что на прошлой неделе в Париже лидер команды "Ситроен" заявил, что в следующем году будет участвовать в чемпионате по сокращенной программе.
Но не назвал даже примерного количества гонок, которые собирается проехать - что делало в теории возможными самые разные варианты развития событий. Вплоть до завоевания французом десятого чемпионского титула.
WRC: Лоеб в шаге от победы на "Ралли Франции", а "Форды" ездят по канавам и кустам
Себастьян Лоеб, выступающий на автомобиле Citroen DS3 за заводскую команду французской марки, за третий день "Ралли Франции" довел свое преимущество над ближайшим преследователем до 30 секунд, что позволяет многократному чемпиону мира чувствовать себя более чем уверенно перед последним днем соревнований. .
Ключевыми событиями дня стали ошибки пилотов команды "Форд". На первом же субботнем спецучастке (Унгерсберг, 18 км) сошел с трассы Петтер Солберг, сбивший столб линии электропередачи и упустил возможность побороться за подиум.
На следующем допе (Пэи д`Ормон, 43 км) уже Яри-Матти Латвала, не разглядев участок влажного асфальта, ненадолго съехал в канаву и разом уступил Лоебу почти 20 секунд.
После этого Латвала может рассчитывать на победу только в случае грубой ошибки лидера "Ситроена", чего вряд ли приходится ждать на дорогах Эльзаса - родной провинции Лоеба.
Если антигероем дня стал норвежец Солберг, то героем - его соотечественник Матс Остберг. За день он смог отыграть три позиции в общем зачете, причем обогнал испанца Дани Сордо и бельгийца Тьерри Невилля, от которых обычно ждут высоких скоростей на асфальте - в то время как норвежец более уверенно чувствует себя на грунте.
Невилль, впрочем, оказался позади прежде всего благодаря полученному от судей 20-секундному штрафу за опоздание на старт одного из спецучастков (штурман бельгийца неправильно просчитал время прибытия на старт).
А вот Сордо признался журналистом, что его "Мини" просто не может сравниться по скорости с частным "Фордом" норвежца. Напомним, что перед стартом гонки руководство британской команды Prodrive, за которую выступает Сордо, имело смелость называть испанца одним из претендентов на победу.
Россиянин Евгений Новиков на четырех из семи состоявшихся допов вошел в первую пятерку, однажды показав второе время. Впрочем, отставание от расположившегося на позицию выше эстонца Отта Танака только увеличилось (хоть и незначительно - меньше чем на секунду).
---
Чемпионат мира по ралли. 11-й этап. "Ралли Франции в Эльзасе". Общий зачет после второго дня
Пилот Автомобиль Команда Время
1.
Себастьян ЛОЕБ
Citroen DS3
Citroen Total WRT
2:54.33,4
2.
Яри-Матти ЛАТВАЛА
Ford Fiesta RS
Ford WRT
+ 29,7
3.
Микко ХИРВОНЕН
Citroen DS3
Citroen Total WRT
+ 54,0
4.
Мадс ОСТБЕРГ
Ford Fiesta RS
Adapta WRT
+ 1.46,4
Лоеб завоевал девятый чемпионский титул кряду. WRC
Себастьян Лоеб на "Ситроене" победил на "Ралли Франции" и завоевал девятый подряд титул чемпиона мира по классическому ралли за два этапа до окончания сезона.
Добавим, что 38-летний француз на прошлой неделе объявил, что в следующем году выступать не будет.
Страсбург (Франция)
"Ситроен" заменит Лоеба на безработного ирландца? WRC
Крис Мик в конце прошлой недели принял участие в испытательных заездах, организованных заводской командой "Ситроен".
Об этом сообщил в своем последнем номере британский журнал Autosport.
Напомним, Мик больше всех пострадал, когда строящая раллийные "Мини" британская компания Prodrive осталась без заводской поддержки БМВ и резко сократила программу выступлений. Если партнер Мика по команде, испанец Дани Сордо выходит на старт хотя бы эпизодически, то североирландца просто уволили с обещанием снова взять на работу, когда ситуация изменится к лучшему.
Как и в случае с многими другими талантливыми пилотами, главной проблемой североирландца является дефицит мест в заводских командах. Послужной же список у Мика неплохой: несколько лет назад он выиграл турнир IRC (второй по престижности в мировом ралли). В чемпионате мира по ралли пилот провел меньше 10 гонок, но одну из них закончил на 4-м месте.
Само собой, что появление Мика за рулем "Ситроена" оживило разговоры о том, кто же в следующем году будет выступать за заводскую команду вместе с Микко Хирвоненом (напомним, Себастьян Лоеб планирует проехать не больше 5 этапов из 13). Тем более что испытательная работа, совпадающая по срокам с "Ралли Франции", очевидно велась с новой эволюцией Citroen DS3 - или ее отдельными узлами и агрегатами. Впрочем, пока контракт Мика с французской командой не выглядит чем-то реальным.
Североирландец более уверенно чувствует себя на грунтовых трассах - как и Хирвонен. Из этого вытекает, что позицию второго пилота лучше отдать специалисту по асфальту. В связи с этим уже не раз всплывало имя Сордо, который наверянка и является наиболее реальным претендентом на место Лоеба.
Лоеб назвал ралли, которое станет для него последним. WRC
Себастьян Лоеб, в минувшие выходные завоевавший девятый подряд титул чемпиона мира, сообщил, что с большой долей вероятности закончит свою раллийную карьеру ровно через год - после финиша следующего "Ралли Франции".
Ранее француз сообщил, что будет участвовать в следующем чемпионате мира по сокращенной программе, позже уточнив, что речь идет не больше чем о пяти гонках.
"Мне будет сложно составить список из четырех этапов, где не будет французского, - цитирует раллиста британский сайт Autosport. - Здесь потрясающая атмосфера, и было бы здорово закончить свою карьеру именно на родной трассе"
На сегодня Лоеб подтвердил свое участие в открывающем сезон "Ралли Монте-Карло".
По слухам, вполне возможен и визит на второй этап чемпионата мира в Швецию - зимняя гонка остается для спортсмена одной из наименее удачных: здесь он побеждал всего один раз (для сравнения - на "Ралли Германии" француз одержал уже 9 побед).
У журналистов сразу же возникли подозрения, что к третьему этапу Лоеб втянется и решит побороться за десятый титул, но пилот решительно пресек подобные измышления: "План вовсе не в этом".
Переполох в команде "Форд" - шанс для русского пилота? Ралли
Лучший пилот "Форда" уходит из команды, марка "Форд" уходит из WRC, но машины "Форд" будут выигрывать гонки - чем все это грозит Евгению Новикову?
Читать дальше...
Уход "Форда" из мирового ралли по значимости можно сравнить с неявкой Валерия Леонтьева на концерт "Песня года". Но если певца на сцене никогда не заменить продюсером или менеджером, то в ралли все по-другому.
И хотя главная ударная сила команды - Яри Матти Латвала - тут же объявил о своем переходе в "Фольксваген", возглавляющий заводскую команду "голубого овала" британец Малькольм Уилсон явно не собирается заламывать руки от отчаяния:
"У нас отличная машина, просто в следующем году от нас потребуется больше энергии и самоотдачи". Те, кто знает толк в ралли, не пытаются оспорить эти слова: "Конечно, фаворитом следующего сезона являются "Ситроены".
Но "Форды" наверняка останутся едва ли не главными соперниками для них - каким бы огромным ни был бюджет у дебютирующей в чемпионате команды "Фольксвагена", - говорит Алексей Сергеев, главный редактор сайта ALMrally (сайт принадлежит Михаилу Лепехову, финансирующему выступления Евгения Новикова в WRC).
Для понимания ситуации надо знать, что в течение последних 15 лет представляет собой заводская команда марки "Форд". Нюанс в том, что в ней на удивление мало "Форда". Юридически команда является подразделением инжиниринговой компании M-Sport, которая принадлежит Малькольму Уилсону. Именно в этой компании работают все инженеры и механики - вплоть до технического директора Кристиана Лорио. Боевые машины собираются на базе M-Sport из узлов и агрегатов, выпускающихся независимыми специализированными фирмами (вплоть до мотора - его готовят французы из Pipo Moteurs).
Одним словом, ничто не мешает Уилсону продолжать выступления и дальше под своей собственной маркой. Тем более что предназначенная для следующего сезона машина уже готова, "Форд" обещает оказывать техническую поддержку - так что по-настоящему большие проблемы начнутся только в случае радикального изменения технического регламента: разработку совершенно нового автомобиля может потянуть только автопроизводитель.
Раз команда остается в чемпионате мира, но при этом теряет одного из пилотов - каковы шансы россиянина Евгения Новикова попасть в основной состав и получать за свои выступления зарплату? Ведь сейчас москвич является т.н. "клиентом" M-Sport, то есть сам платит команде за аренду машины и ее обслуживание…
"Начать надо с того, что для полноценных выступлений в чемпионате мира нужен щедрый спонсор. Теоретически M-Sport, конечно, может ограничиться обслуживанием клиентских машин, - рассказывает Алексей Сергеев. - Но заработанных денег не будет хватать на совершенствование автомобилей, проведение тестов, жизнеобеспечение команды и прочие вещи, которые необходимы для борьбы за победу.
Результаты будут все хуже и хуже, а Уилсон не для того столько работал, чтобы превратиться в статиста. Если его команда окажется в тени заводских коллективов - это, во-первых, сильно ударит по самолюбию, а во-вторых, скажется на авторитете. Он должен держать и наверняка держит в уме возможность начать все сначала с другой маркой. Но чтобы выглядеть достойным партнером, надо бороться за победы".
Кандидаты в спонсоры имеются - стоит вспомнить, как инвестиционный фонд, принадлежащий правительству Катара, собирался стать то ли генеральным партнером, то ли даже владельцем заводской команды "Ситроен". Но раз французы предпочли катарским деньгам эмиратские, то чем не вариант другой заводской коллектив? Тем более что в нынешней ситуации Уилсон наверняка весьма сговорчив в плане комплектования личного состава.
Ведь катарцы вместе с рекламой покупают место пилота для своего соотечественника Нассера Аль-Аттия - и есть подозрение, что камнем претковения в переговорах с "Ситроеном" стало желание катарца стать полноценным заводским гонщиком (в этом сезоне он являлся пусть привилегированным, но все же "клиентом"). Во всяком случае, такая трактовка напрашивалась, когда в разгар переговоров Аль-Аттия сказал журналистам, что хотел бы получить от французов "что-то ценное для Катара"...
Такие перспективы могут радовать Малькольма Уилсона или многочисленных родственников катарского пилота, но выглядят не самыми радостными для болельщиков Евгения Новикова. Ведь если желание Аль-Аттия сбудется, то в команде останется только одно свободное место - и претенденты на него есть. "Конечно, Петтер Солберг провел не лучший сезон, - рассуждает Алексей Сергеев.
- Но он, как ни крути, - чемпион мира, и под него спонсоры (которых много не бывает, даже если договор с катарским инвестиционным фондом у вас в кармане) гораздо охотнее раскошелятся, чем под молодого, пусть и очень талантливого пилота. К тому же при всех своих заслугах Солберг стоит не так и дорого: после нескольких лет в роли "клиента" он доволен уже тем, что сам не должен никому платить".
Кроме опытного норвежца в поле зрения Уилсона есть и молодой - Мадс Остберг. По ходу этого сезона он уже сделал руководителю M-Sport намек высшей степени прозрачности - заявил журналистам, что бюджета на следующий год у него нет и стать заводским пилотом - единственный вариант продолжить выступления в чемпионате мира.
Расшифровать это заявление можно так: какие-то спонсорские деньги у Остберга есть, но Уилсон на эти деньги может не рассчитывать, если вздумает предпочесть норвежцу другого гонщика - к примеру, того же Новикова. Конечно, босс M-Sport - стреляный не воробей даже, а минимум орел, и сказанные где-то кому-то слова не заставят его тут же дать юристам команду на подготовку контракта. Но, с другой стороны, Остберг не лезет в карман ни за словом, ни за результатом: в этом году на клиентском "Форде" он набрал примерно столько же очков, сколько Латвала и Солберг на заводских.
Евгений Новиков, напомним, в беседе с корреспондентом "СЭ Мотор" заявил четко и недвусмысленно: в следующем году он будет участвовать в чемпионате мира - независимо от того, позовут ли его в заводскую команду. Из этого следует, что необходимый бюджет у россиянина есть. А значит, Уилсону выгодно сохранить Новикова как "клиента", надо лишь назвать вменяемую, адекватную нынешним результатам москвича цену, чтобы не отдать этого клиента "Ситроену" или "Мини" (у команды "Фольксваген" клиентской программы не будет). И можно быть уверенным, что британец назовет именно ту цену, которая устроит спонсоров россиянина.
Ведь возможность перейти под крыло французской компании, по словам Евгения, на протяжении двух последних сезонов существовала всегда, но вылилась в одну-единственную гонку (прошлогоднее "Ралли Испании"), после которой москвич вернулся за руль "Форда".
Одним словом, пока по всем раскладам Новиков остается то ли третьим, то ли даже четвертым в очереди из претендентов на два места в команде M-Sport. В его возрасте, впрочем, (сейчас Евгению 22 года, Остбергу - 25, Солбергу - 37, Аль-Аттия - 41) еще один год за рулем клиентской машины не является крушением всех надежд. Конечно, при наличии денег на аренду этой машины - но ситуация с финансированием программы выступлений москвича в настоящий момент выглядит весьма стабильной.
А значит, российским фанатам ралли будет за кого болеть в следующем сезоне. И пусть клиентский автомобиль по-прежнему будет не так быстр как заводской - в этом сезоне Новиков доказал, что и на такой технике ему вполне по силам въехать на призовой подиум.
Украинский раллист на пути к победе подхалутрил за бутылку. WRC
Уже после финиша завершившегося в воскресенье "Ралли Италии" выяснились любопытные подробности этой гонки.
Главным героем истории, появившейся сегодня на официальном сайте чемпионата, стал украинский раллист Юрий Протасов.
Он не так часто обращает на себя внимание, так как стартует на этапах чемпионата эпизодически, да еще и на автомобиле младшей категории P-WRC - но с точки зрения спортивного духа украинский пилот, как выяснилось, даст фору многим лидерам.
На одной из дорожных секций (так называют переезды от одного спецучастка к другому - участники при этом едут по неперекрытым дорогам с соблюдением правил дорожного движения) съехал с дороги и застрял на обочине Ford Fiesta RS чешского гонщика Мартина Прокопа. "Многие экипажи проехали мимо, что лично мне показалось странным, - рассказал позже Протасов. - Нам ничего не осталось как остановиться, достать трос и вытянуть Мартина обратно на дорогу".
Ралли закончилось удачно для обоих пилотов: Прокоп набрал очередные очки в зачет чемпионата мира, финишировав на 8-м месте, а Протасов и вовсе стал лучшим их пилотов, выступавших на автомобилях P-WRC.
За свою победу украинец получил сразу две бутылки шампанского: вторую ему, как нетрудно догадаться, подарил Мартин Прокоп.